»  Индия хочет объединить 13 нефтяных компаний страны

  Cеть супермаркетов Green закрыла магазины в Алматы и Астане

В Алматы закрылся один из самых больших гипермаркетов сети GreenMart, расположенный неподалеку от пересечения проспектов Суюнбая и Раимбека. Сообщение об этом размещено на официальной странице магазинов в Facebook.

«Уважаемые покупатели торговой сети GreenMart! Уведомляем вас о закрытии гипермаркетов сети в период с 1 по 15 августа по адресам: Алматы, пр. Суюнбая 2», - говорится в сообщении.

На момент выхода этой публикации магазин уже не работал, на дверях помещения, где был расположен гипермаркет, покупателям предложено проехать в другие торговые точки сети. Небольшие торговые лавки, работающие в том же здании, что и Green на проспекте Суюнбая, также прекратили свою работу. Сейчас здесь функционирует только один из магазинов российской сети «Детский мир».

Кроме того, в GreenMart объявили о закрытии магазина в столице Казахстана. Об этом также было сообщено на странице сети в Facebook: «Уважаемые покупатели торговой сети GreenMart! Напоминаем вам, что в связи с закрытием гипермаркета в Астане по ул. Валиханова 20, приобретать товары вы также можете в указанных ниже магазинах сети!» (далее следует список магазинов. - F).

Перед закрытием этих торговых точек в Green объявили скидки до 90% на более 1 тыс. видов продукции.

Это не первое закрытие крупных супермаркетов в Алматы за последнее время. В мае 2016 крупная сеть «Рамстор» свернула свой большой, площадью 6 тыс. кв. м, магазин в ТЦ «Алтын Тараз» в Алматы, который работал с 2008. Чуть ранее в торговом центре Prime Plaza прекратил свою работу супермаркет «Парад». А в 2015 один из двух своих магазинов в Алматы закрыла для торговли крупная европейская сеть Metro.

Ранее с рынка ретейла вообще исчезли такие крупные бренды, как Gross, SM Market. При этом в своем недавнем интервью Forbes Kazakhstan руководитель розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер (№ 49 рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана - 2016) рассказал, что годовой оборот казахстанского рынка розничной торговли составляет $12 млрд, из которых только 40% приходится на цивилизованную торговлю. Гарбер видит в Алматы потенциал и говорит, что Magnum может спокойно построить в городе еще до четырех новых супермаркетов.

Как бы в подтверждении слов г-на Гарбера в феврале 2016 в Алматы открылся первый в РК магазин крупнейшей международной сети Carrefour, которая рассматривает возможность открыть в Казахстане до 9 супермаркетов. Также рассматривается возможность выхода на казахстанский рынок сетей Auchan, OBI и FixPrice.

Ситуацию анализирует эксперт в сфере ретейла, генеральный директор компании Retail Space KZ Ержан Уразбаев.

F: Ержан, о чем, на ваш взгляд, свидетельствует закрытие одного из самых больших гипермаркетов в Алматы?

- Причин закрытия может быть множество. Они могут быть как внутренними, так и внешними - от окончания сроков договора аренды помещения до продажи сети или внутренних проблем. Насколько я знаю, Green на проспекте Суюнбая был одним из успешных магазинов сети.

F: Это уже не первое закрытие крупных супермаркетов в 2015-2016 в городе. Может, всё-таки, рынок супер- и гипермаркетов в Алматы перенасыщается?

- Я никак это не связываю закрытие Green с перенасыщением рынка. Безусловно, сеть Magnum со всех сторон наступает, открывает новые магазины и ужесточает конкуренцию. Мы видим агрессивное развитие этой сети. Но рынок продуктового ретейла никак не перенасыщен. Я буду считать его перенасыщенным только тогда, когда во всех магазинах у моего дома появится свежий хлеб, а продавцы начнут улыбаться, несмотря ни на что.

F: Многие бизнесмены считают, что кризис - это «время новых возможностей» и отличный повод открыть бизнес. Так почему торговый бизнес в Алматы сворачивается?

- Я так же, как и многие, считаю, что кризис - это время возможностей, и закрытие отдельных магазинов сетей ни о чем пока не говорит. Кризис, конечно же, нельзя отрицать - он будет влиять на рынок, хотим мы этого или нет. Но, как мы видим, на рынке продолжается экспансия отдельных игроков и выход новых.

Вообще одной из причин сворачивания отдельных магазинов остаются по-прежнему высокие ставки аренды в Алматы. И это я говорю не без основания. Например, наша компания занимается сдачей в аренду площадей нового ТЦ «Москва» в Алматы. Заполняемость первой очереди на сегодня составляет 95%. Разве при таком спросе я могу говорить, что бизнес сворачивается и рынок перенасыщается? Конечно, нет.

Так же и в ТРЦ, где в основном сейчас располагается фешн-ретейл, перенасыщение наступит только тогда, когда закроются все открытые базары и барахолки, и при этом будут пустовать помещения в ТРЦ. Да, сейчас есть пустующие площади практически во всех ТРЦ, но, во-первых, их процент очень низок и, во-вторых, площади пустуют только из-за того, что не все ТРЦ готовы полностью делить свои риски с продавцом и подписывать договоры аренды с оплатой только в виде процентов от оборота.

Сегодня мы преодолели только один пережиток прошлого - привязку аренды к доллару, и потихоньку привыкаем к нашей национальной валюте, что, я считаю, очень правильно.

Например, в Москве, в центре города, в успешных ТРЦ, ставки аренды привязаны к процентам от оборота продавцов. Вот там есть настоящая конкуренция, при которой сети развиваются очень осторожно, и девелоперы вынуждены делить риски с розничными операторами. Наши девелоперы все еще не готовы к такому механизму расчетов, так как на рынке много новых игроков.

Новички, которые не очень понимают риски работы розничных сетей, рассчитывая лишь на бизнес-модель международной франшизы, все еще с легкостью подписываются на, порой, кабальные условия, а через полгода сворачивают бизнес. И таких десятки. А люди со стороны думают, что причиной провала стали кризис и перенасыщение рынка.


Copyright © Medvedi-pc.ru - Финансы, аналитика, экономика в России.