»  На Урале откроют новые маршруты промышленного туризма

  Зачем российские компании заставляют бухгалтеров играть

Каждый год на слете успешных предпринимателей в Тюмени проходит бизнес-игра «Завод». Несколько команд, от 17 до 25 человек в каждой, собираются в зале, рассаживаются за столы и распределяют роли. Они выбирают директора завода, все руководство, работников производства и складов, экспедиторов. Команда должна воссоздать работу настоящего завода и наладить 88 бизнес-процессов. «Обычно выясняется, что самая большая проблема – несогласованность в работе подразделений и неспособность директора увидеть картину бизнеса в целом и правильно наладить управление», – рассказывает игровой технолог Центра развития бизнеса при тюменском региональном отделении «Опоры России» Денис Силин, который организует игру. Отсутствие коммуникации между отделами сказывается на финансовом положении завода, а цель игры – заработать как можно больше денег, продолжает он. Раньше деньги в игре были бумажными, теперь организаторы создали приложение для системы Android и все все денежные операции проводят через него. По словам Силина, игра продолжается один день и является полной имитацией деятельности реального завода. Бывали случаи, когда после участия в ней предприниматели реструктурировали собственное предприятие и начинали больше зарабатывать.

Половина в игре

К 2017 г. более 50% компаний будут использовать игровые процессы при работе с персоналом, утверждают аналитики Gartner Group

Играть в «Завод» могут не только предприниматели, но и наемные менеджеры, говорит Силин. Разница в том, что предприниматели сами решают, кто кем будет на игрушечном заводе, а наемным менеджерам роли выбирают их руководители. Компании, например, проверяют, готов ли человек к новой должности, которую ему собираются дать, говорит Силин.

Обучать играючи

Бизнес-симуляции – обучающие игры, которыми вслед за западными компаниями начали пользоваться некоторые российские работодатели. Из всех видов игр бизнес-симуляции самые дорогие: разработка настольной игры типа «Завода» обходится в 3–5 млн руб., а компьютерная симуляция на основе виртуальной реальности может стоить до 10 млн руб., оценивает сооснователь компании по разработке настольных бизнес-симуляций BIRC International Ильдар Богданов. Простые ролевые игры обходятся компаниям недорого: настольные игры – до 100 000 руб., говорит Богданов.

В какие игры играют продавцы и менеджеры «Евросети»

Кризис заставляет розничные компании искать креативные способы наращивания продаж

Бизнес-симуляции хорошо обучают сотрудников процессам в компании, считает исполнительный директор компании – разработчика игр Nival Олег Чумаков. Например, в розничной сети OBI внедрили виртуальную игру-симулятор «Ритмен» для обучения руководства магазинов. После прохождения игры 31% из более, чем 1000 обучавшихся руководителей показали при оценке методом assessment-центра лучшие результаты, чем прежде. По словам Екатерины Сусловой, начальника отдела развития персонала OBI, компания хотела развить у руководителей магазинов системное мышление и научить их видеть картину бизнеса в целом. Игра-симуляция позволила на 43% сократить затраты на обучение руководителей. «У нас 27 магазинов по всей стране. Внедрение компьютерного симулятора позволило оптимизировать процесс обучения в компании – отказаться от части очных тренингов и сократить количество командировок сотрудников», – говорит она.

Звездный сериал

Эффективнее всего применять игры в продажах или в call-центрах, так как здесь легко просчитать результат. Так, компания «Скартел» (бренд Yota) в 2013 г. организовала спортивную игру между сотрудниками, которая была приурочена к выходу на рынок нового продукта, фитнес-трекера Yota Shine. Сергей Журихин, руководитель по развитию и обучению персонала, рассказывает, что за игрой команд следили фитнес-трекеры и к моменту старта продаж сотрудники знали все слабые и сильные стороны нового продукта. Опыт оказался столь позитивным, что в 2015 г. компания создала более масштабный игровой проект Yota Star Wars, где сотрудники выступали на Светлой стороне и боролись с Темной стороной – планом продаж – и при этом проходили обучение. В итоге уровень продаж и обслуживания клиентов по новому стандарту вырос на 87%, говорит Журихин.

Проблема в том, что большинство подобных игр работают только в течение 3–6 месяцев, предупреждает сооснователь компании «Технологии защиты» и социальной сети «Пряники» Евгения Любко. За это время люди улучшают свои профессиональные навыки, привыкают к новой профессиональной планке и получают больше денег. Но потом надо делать паузу и придумывать новую стимулирующую игру. Многие компании признались, что, начав играть, потом уже не могут остановиться. Они придумывают игру за игрой.

Статуэтка для делопроизводителя

Мотивационные игры, как говорит Любко, можно применять и для персонала бэк-офиса, занятого рутинной работой, – люди начинают трудиться более четко и слаженно. Так, год назад в «Лаборатории Касперского» с помощью игры решили усовершенствовать работу бухгалтерии, рассказал заместитель финансового директора компании Анатолий Голентовский. По его словам, надо было решить две задачи: заставить людей сосредоточиться на работе во время закрытия финансовой отчетности и повысить вовлеченность. Помимо этого стояла также проблема взаимодействия – у «Лаборатории Касперского» 34 региональных офиса в разных странах, которые до сих пор мало общались друг с другом.

Зачем компании используют игры для обучения персонала

Может ли виртуальная реальность заменить реальный рабочий опыт и сократить сроки подготовки кадров

В компании создали систему очков и стали пристально следить за тем, как заполняют формы отчетности разные подразделения. В единой виртуальной таблице команды, хорошо или плохо закрывшие финансовую отчетность, помечались разными цветами – отстающие, например, красным цветом. Голентовский рассказал, что если в декабре прошлого года только две бухгалтерские команды из 35 показали 100%-ный результат, то к марту этого года – уже 15 команд. Победители, японское подразделение, получили бейджи и статуэтки. «Мы решили не выплачивать дополнительные бонусы за хорошую игру. Зато у победителей становится больше карьерных перспектив в компании, так как все знают об их результатах», – сказал Голентовский.

Некоторые компании применяют игры для улучшения морального климата и корпоративной культуры. IT-компания Navicon в сентябре 2015 г. ввела внутреннюю виртуальную валюту «кролики», названную так в честь продукта компании IT-Rabbit, рассказывает директор по персоналу Navicon Дмитрий Котов. «Кролики» начисляются всем сотрудникам, сам сотрудник тратить их не может, но может передать в знак благодарности коллеге, который ему помог: например, ответил на вопросы или помог с проектом. Получивший благодарность коллега может купить в компании на «кролики» поход в кинотеатр.

На запуск проекта компания, по словам Котова, потратила около 1 млн руб. Цель игры – удержать персонал, создать более приятную атмосферу и улучшить коммуникации между отделами. Правда, возникла проблема. Сотрудники часто делятся «кроликами» не в знак благодарности за помощь, а просто из симпатии или за красивые глаза, говорит Котов.

Игры вместо премий

Бейджики, очки, статуэтки и прочие игровые призы часто заставляют людей забыть о том, зачем они на самом деле находятся на работе. Они думают больше о соревновании и собственном удовольствии, нежели о результатах работы, говорит Чумаков. Истинная мотивация строится вовсе не на игре в бизнес-процессы, а на ощущении уверенности в будущем, полагает гендиректор компании Da Office Юрий Федосеев. Проблема в том, что руководители не говорят людям честно, что происходит в компании, и предпочитают мотивировать их играми, даже если мотивации этой надолго не хватит. Региональный директор разработчика игр Riot Games Алексей Крайнов считает, что есть риск спровоцировать игрой конфликты в коллективе, например, из-за проигрыша команды.

Российские компании значительно чаще прибегают к игровому формату, когда нужно мотивировать сотрудников работать больше за те же зарплаты, что были у них до кризиса, замечает Федосеев. Благо что стоят игры относительно недорого. Люди обычно не воспринимают премии, если они не превышают 5% от фонда оплаты труда (ФОТ). Чтобы премии были достойными, компания должна потратить не менее 10% от ФОТа, объясняет Котов. Запуск игры же может обойтись компании всего в 1% от ФОТа, а мотивационный эффект будет выше, чем от выплаты премий в размере 1% от ФОТа, считает он.-


Copyright © Medvedi-pc.ru - Финансы, аналитика, экономика в России.