Крупнейший аптечный ритейлер в мире Walgreens Boots Alliance может консолидировать акции «Аптечной сети 36,6» (бренды «36,6», A.v.e, «Горздрав»), заявил главный исполнительный директор американской компании Стефано Пессина на телеконференции с инвесторами. По его словам, такое решение Walgreens может принять в течение пяти лет.
Walgreens получила 15% акций «Аптечной сети 36,6» в апреле 2016 г. в обмен на свой дистрибуторский бизнес в России – 100% голландской Alliance Boots Holding B.V., которая владеет российской «Альянс хелскеа рус». Тогда же источники «Ведомостей», близкие к обеим компаниям, рассказывали о планах Walgreens довести свой пакет в российском аптечном ритейлере до 85% в течение трех лет.
Walgreens Boots Alliance была образована в 2014 г. после слияния американской Walgreens и швейцарской Alliance Boots. Сегодня у компании под управлением свыше 13 100 аптек и магазинов дрогери в 11 странах и примерно 400 центров дистрибуции.
Рынок подвел
9,4% на столько увеличились за 2015 г. продажи лекарств в аптеках – до 740 млн руб., сократившись на 5,6% в упаковках, по данным DSM Group. В I квартале 2016 г. рынок впервые упал на 10,2% год к году в рублях – до 270,3 млрд руб.
По итогам 2015 г. «Аптечная сеть 36,6», согласно DSM Group, второй по выручке игрок на рынке российской фармрозницы с долей 3,6%; ее основные владельцы – гендиректор сети Владимир Кинцурашвили и председатель ее совета директоров Иван Саганелидзе. Сейчас компания находится в процессе слияния с другим крупным российским аптечным ритейлером – А5 Group (сети А5 и «Норма»; контрольный пакет – у структуры банкира Романа Авдеева, 31,25% – у инвестфонда Baring Vostok Capital Partners). Федеральная антимонопольная служба разрешила слияние компаний с предписанием обеспечить конкуренцию. Для этой сделки «Аптечная сеть 36,6» разместила по открытой подписке новые акции, часть из которых будет оплачена долями операционных компаний А5, рассказывал ранее представитель «36,6». Выручка «Аптечной сети 36,6» в 2015 г. составила 31,8 млрд руб., по данным ее отчетности, на 31 декабря 2015 г. под управлением группы находились 934 точки продаж. Оборот А5 за тот же период составил около 20 млрд руб., она управляла 1072 аптеками, согласно DSM Group. Суммарно обе компании занимают 5,7% рынка, подсчитали аналитики DSM Group.
Акционеры «Аптечной сети 36,6» готовы продать оставшиеся акции, знает человек, близкий к российской компании. Но у Walgreens нет документальных обязательств консолидировать «36,6», оговаривается он, поэтому решение будет зависеть исключительно от американской стороны. При этом руководство Walgreens осознает, что без «Аптечной сети 36,6» компания не сможет вести бизнес в России, но ждет восстановления местной экономики, пояснил собеседник «Ведомостей».
Представитель Walgreens не стал отвечать на остальные вопросы относительно потенциальной сделки; представитель «Аптечной сети 36,6» от комментариев отказался. Связаться с Кинцурашвили, Саганелидзе и Авдеевым не удалось.
Аптечный бизнес в России стал самым прибыльным звеном в цепочке коммерческого рынка лекарств, заявил Пессина. Ритейл более перспективный сегмент, чем дистрибуция, результаты которой слишком зависели в том числе от погоды, пояснил он продажу «Альянс хелскеа рус». Кроме того, арендные ставки для аптек снизились, заметил Пессина. Сейчас Walgreens имеет доступ примерно к 1000 аптек «Аптечной сети 36,6» и еще около 1000 аптек объединяющейся с нею А5, сказал он.
Сейчас 100% «Аптечной сети 36,6» могут стоить около 11,5 млрд руб. – примерно на уровне ее капитализации, говорит аналитик БКС Марат Ибрагимов. Но сколько Walgreens пришлось бы заплатить за оставшиеся акции, он оценить не смог.
Российский рынок лекарств в долларовом выражении еще в 2014 г. был десятым в мире, но девальвация рубля кардинально изменила ситуацию, напоминает гендиректор аналитического агентства IMS Health в России Николай Демидов. Если рост коммерческого розничного сегмента (продажи в аптеках) продолжит держаться примерно на текущем уровне, то ежегодно он будет расти на 7% в год, подсчитал Демидов. При этом «Аптечная сеть 36,6», как и Walgreens, работает в более маржинальном сегменте – в их ассортименте много косметики, парафармацевтики и сопутствующих товаров, замечает эксперт. Этот сегмент, по его мнению, будет прирастать более чем на 10% ежегодно, но при условии восстановления потребительской способности россиян, в противном случае Walgreens скорее всего откажется от сделки, полагает Демидов.