В 2015 г. инженер-связист Александр Атаманов приступил к реализации главной мечты – создать летающий мотоцикл-геликоптер, более компактный и доступный, чем вертолет, на котором легко преодолевать городские пробки. Этого удалось добиться в начале 2016 г. Атаманов создал две компании – ОКБ «Грузовые дроны» в России и Hoversurf в США. Разработаны две модели: грузовая беспилотная и пилотируемая (мотоцикл). Летающие мотоциклы предлагаются по цене $53 000 (Ми-8 стоит около 200 млн руб.). Компания набрала портфель предварительных заказов на 45 млн руб. из России, Бразилии, Таиланда и Афганистана.
Но сначала пришлось накопить 10 млн руб. стартового капитала. Первую идею для бизнеса Атаманову подсказал его отец – инженер-изобретатель Виктор Атаманов. Он обратил внимание на проблему очистки турбинных лопаток в авиации и энергетике и посоветовал доработать для этих целей струйный метод, разработанный во времена СССР. Александр нашел нескольких молодых разработчиков и основал компанию «Спэнс» в 2008 г. «Заказчики сами нас нашли, мы продавали установки и для удаления граффити, и для очистки архитектурных сооружений, яхт, катеров», – вспоминает Атаманов. Сейчас выручка «Спэнса» составляет 2 млн руб. в месяц.
Крылатый рынок
50 млрд руб., по данным компании «Аэроб», составляет российский рынок гражданских беспилотников
В 2012 г. из этого бизнеса выросла следующая идея. «Когда мы делали «Спэнс», пришлось оформлять пакет патентов, патентовать форсунку, установку и метод. Приходилось ходить к патентным поверенным, стоять в очереди в Сбербанк, чтобы оплатить квитанции. «Я нанял программиста, и он быстро написал программу, которая обрабатывала заявки, готовила документы и отправляла их в Роспатент», – рассказывает Атаманов. Идея оказалась востребованной у других стартапов. В 2012 г. Атаманов основал компанию «Онлайн патент», которая занялась автоматизацией подачи заявок на регистрацию товарных знаков и торговых марок. Сначала инвестфонд SoftLine вложил в проект 3 млн руб., потом два бизнес-ангела и нью-йоркский фонд Starta Capital вложили около $1 млн, инвесторы получили 60% долей в компании. Клиенты – 400 предприятий. Чистая выручка составляет 1,5 млн руб. в месяц. Через платформу подается больше заявок, чем через другие агентства патентования России, по словам управляющего партнера фонда Starta Capital Людмилы Голубковой.
Сами пришли
Атаманов собрал единомышленников: любителей коптеров, авиации, программирования. На базе этой группы и было создано ОКБ «Грузовые дроны». В ней 12 человек из России, двое из США, один из Израиля, двое из Китая, один из Латвии, один с Украины. Некоторые работают удаленно. В штате восемь инженеров, программистов и конструкторов.
В 2015 г. Александр приехал в Techshop – сеть центров прототипирования в Кремниевой долине, которая поддерживается правительством. Там он познакомился с двумя инженерами, Дугласом Смитом и Джозефом Конном, которых увлекла идея воздушных мотоциклов. Они тоже вошли в команду. Технолог сам обратился к Атаманову – спросил, можно ли присоединиться к проекту. По аэродинамической части помогает ЦАГИ (по продувке, аэродинамике) и МАИ (по расчетам). Представители институтов догнали Атаманова в коридоре «Сколково», предложили испытать летающий мотоцикл в своей лаборатории.
Дрон состоит из десятков узлов, начиная от пропеллеров, двигателей, контроллеров моторов, генератора, системы посадки, датчиков и кончая летным компьютером. Основная проблема разработчиков дронов – повысить грузоподъемность, пришлось разработать мощные двигатели и контроллеры для них. Запчасти делаются на фабриках в Китае. Проектирование заняло больше года, поиск поставщиков – полгода, с выбором помогли Смит и Конн. Так как в команде были люди, которые живут в Китае, найти фабрики оказалось несложно. У Soar, например, компания заказывает пропеллеры, у Vodno – аккумуляторы. Всего поставщиков семь.
Но изделие оказалось убыточным. Детали дорогие, минимальный заказ начинается от $1500. Себестоимость получается больше, чем заявленная цена в $53 000. Нужно было набрать 50 заказов, чтобы получить прибыль, говорит Атаманов.
Не хватило бензина
«У нас нет отдела маркетинга, холодных звонков, даже директора нет. Так долго продолжаться не может, но пока клиент сам бежит», – говорит Атаманов. Когда Атаманов продемонстрировал прототип в «Сколково», он привлек внимание корпоративных заказчиков. Им нужны были беспилотные грузовые дроны. Грузовой дрон решает много проблем и гораздо дешевле вертолета. Не нужен ни экипаж, ни ангар для хранения. Грузовые беспилотные аппараты компании способны поднимать от 100 кг до 2,5 т и работают как по радиоканалу, так и автономно: по GPS-координатам могут пройти по заданному маршруту, забрать груз, сбросить груз автоматически.
Первым в начале лета пришел «Росатом». У него конкретная задача – ледовая разведка для атомных ледоколов «Атомфлот» в радиусе 150 км. Выпускать вертолет накладно и опасно в сложных погодных условиях. «Росатом» хочет поставить на дрон буи, камеры и сенсоры. Чтобы сделать модель, нужно восемь месяцев с учетом месяца испытаний в условиях Крайнего Севера на ледоколах «Росатома». Риск не мороз, а ветер 15 м/с, придется менять аэродинамическую форму, чтобы минимизировать влияние ветра на аппарат. Под требования «Росатома» «Грузовые дроны» сейчас делают гибридную версию, летающую и на электричестве, и на бензине, чтобы повысить продолжительность полета с 20 мин до часа и более. Для серьезного применения 20 мин недостаточно, к тому же электроаккумуляторы не выдержат минусовых температур, говорит вице-президент ГК «Росатом» Станислав Бырда. Он подтвердил интерес «Росатома» к разработке. Час хода атомного ледокола стоит дорого и дроны помогут сэкономить сотни миллионов рублей, говорит Бырда. Однако корпорация не приняла решения – ждет результатов испытаний. По оценкам Бырды, после всех доработок и замены топливных элементов аппарат будет стоить уже не 3 млн руб., как обещает ОКБ «Грузовые дроны», а в 3–4 раза дороже.
Тем временем применением беспилотных дронов для обработки полей инсектицидами заинтересовался ДОСААФ, говорит Атаманов. В малой авиации не хватает летчиков, пилоты стремятся работать в «Аэрофлоте», а летать на вертолете и поливать поля химией – изнурительная и вредная работа. По словам Атаманова, для ДОСААФ компания собирает беспилотную платформу грузоподъемностью 900 кг, которая бы обрабатывала 20 га за 10 мин. Представители ДОСААФ от комментариев отказались.
Заработать на любителях
Одной частной компании проект тяжелого дрона не потянуть, убежден Бырда. И в середине июня Атаманов обратился в Агентство стратегических инициатив (АСИ), в группу «Аэронет», занимающуюся беспилотными летательными аппаратами, за господдержкой. Рабочая группа рассмотрела множество проектов и конструкция «Грузовых дронов» понравилась, рассказал руководитель «Аэронета» Сергей Жуков. Но он говорит, что проект должен пройти еще несколько этапов обсуждения, экспертизу «Сколково» и РАН, а также оценку проектного офиса АСИ. По словам Жукова, на это понадобится 3–4 месяца.
Компания пока живет на средства Атаманова, который вложил в общей сложности $1 млн. Но сейчас в компанию вкладываются Starta Capital и два частных инвестора,. Денег дадут немного, но их хватит, чтобы доработать прототипы и показать модель в России и за рубежом. Голубкова подтвердила, что инвесторы закрывают сделку. Для Starta Capital это предпосевная инвестиция, которая составила около $100 000. По словам Голубковой, инвесторы рассчитывают на удвоение стоимости компании каждые 6–9 месяцев.
Сейчас «Грузовым дронам» по 1,5 млн руб. в месяц приносит продажа маленьких дронов и комплектующих. Энтузиасты приобретают моторы с пропеллерами и аккумуляторы, чтобы поставить их на планер, мотодельтаплан или мотопараплан вместо тяжелых двигателей внутреннего сгорания. Набор для параплана стоит около $2500, цена комплекта может доходить до $13 000.
Атаманов надеется, что к 2021 г. в широкую продажу поступят летающие мотоциклы для частного покупателя. И что аппарат заинтересует байкеров, среди которых много обеспеченных людей.