Хабаровск, 17 июня.
Как стало известно «Ъ», итальянский участник проекта Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100) Leonardo-Finmeccanica может минимизировать участие в программе. После того как РФ внесла 100 млрд руб. на поддержку производителя этих самолетов АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), итальянцы решили не предоставлять соответствующих сумм и, по сути, признали проект нерентабельным. В итоге, по данным «Ъ», стороны обсуждают снижение доли Leonardo-Finmeccanica в СП SuperJet International до 10%, а ГСС полностью перейдут под контроль структур Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сообщает ИА со ссылкой на «Коммерсант».
То, что изменения в объеме участия итальянской стороны в проекте неизбежны, стало понятно еще в середине 2014 года, когда акционеры ГСС решили провести допэмиссию акций на 36,5 млрд рублей в пользу ОАО «Сухой» (дочерняя компания ОАК, владеющая российской долей в ГСС). Итальянские партнеры не были готовы к докапитализации, но в итоге подписали соглашение о сохранении участия в проекте.
В материалах ОАК о кредитной линии Сбербанка на $600 млн говорилось, что в июне 2014 года «Сухой» заключил акционерное соглашение, по которому итальянцы должны внести в капитал ГСС не менее $390 млн до конца 2017 года. Поступление этого взноса являлось одной из ковенант ГСС по кредиту банка. После того как «Сухой» выкупил допэмиссию ГСС, Finmeccanica сократила изначальную долю в уставном капитале компании с 25% до 5,9% в четвертом квартале 2014 года. В отчетности ГСС по МСФО за 2015 год говорится, что «Сухому» принадлежит 94,4% акций, а World Wings (дочерняя структура Alenia, входит в Finmeccanica) - 5,5%.
Параллельно, по словам источников «Ъ», российская сторона рассматривала различные варианты структурирования сделки с учетом действия санкций в отношении ОАК. Например, был вариант выкупа у итальянцев их доли в 51% в Super Jet International (SJI, занимается продажей, кастомизацией и поставками SSJ 100 на основных зарубежных рынках). Но тогда, говорит источник «Ъ», возникал риск, что европейские банки из-за санкций не смогут финансировать SJI.
Теперь российская и итальянская стороны должны пересмотреть ранее заключенное акционерное соглашение по ГСС, сократив долю итальянцев. По словам одного из источников «Ъ», сейчас основной вариант связан с «сохранением партнерских отношений с итальянским концерном, но с меньшей долей его участия».
Глава Infomost Борис Рыбак считает возможное сокращение участия итальянской стороны в проекте «не самым благоприятным развитием событий». «SSJ 100 находится в самом начале своего пути на международный рынок, поэтому для поддержки проекта необходимы авторитет и умения зарубежного партнера», - считает эксперт. Поэтому стороны должны попытаться максимально сохранить двустороннее сотрудничество, полагает господин Рыбак.