Немецкий аэропортовый холдинг Fraport AG продаст 10,5% в материнской компании «Воздушных ворот Северной столицы» (ВВСС) – Thalita Trading Ltd. катарскому суверенному фонду Qatar Investment Authority (QIA). Доля Fraport снизится до 25%, сообщила 31 июля немецкая компания. При этом она останется управляющим партнером в проекте.
«Пулково-1» после реконструкции
3 февраля в Санкт-Петербурге после реконструкции открылось здание терминала «Пулково-1»
Другие акционеры Thalita – «ВТБ капитал» (57,5%) и греческий многопрофильный холдинг Copelouzos Group (7%). ВВСС в 2010 г. подписала с правительством Санкт-Петербурга концессионное соглашение сроком 30 лет на управление и развитие аэропорта «Пулково». В 2010–2014 гг. ВВСС инвестировала в аэропорт 1,2 млрд евро, были построены новый международный пассажирский терминал площадью 145 000 кв. м, пассажирский и грузовой перроны, гостиница и бизнес-центр на привокзальной площади, автостоянки, сказано на сайте ВВСС.
Fraport сообщает, что другие партнеры по ВВСС тоже договорились продать часть долей Thalita катарскому фонду. Планируется, что QIA сможет довести свой пакет до 24,99%. Если Copelouzos Group продаст всю долю, «ВТБ капитал» сохранит контроль над проектом.
В каких пропорциях Copelouzos Group и «ВТБ капитал» будут продавать свои доли, никто из участников сделки не говорит. Представители ВТБ и ВВСС от комментариев отказались. Запросы «Ведомостей» в Copelouzos Group, QIA и Fraport остались без ответа.
ООО «Воздушные ворота Северной столицы»
Концессионер аэропорта «Пулково»
Акционер: Thalita Trading ltd. (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2015 г., данные «СПАРК-Интерфакса»):
Выручка – 14 млр руб.,
Чистая прибыль – 353 млн руб.
От продажи части пакета Fraport получит прибыль от 30 млн до 40 млн евро, сообщила компания. «То есть на столько сумма продажи пакета превышает размер сделанных на него инвестиций», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Это выгодная сделка прежде всего для Fraport и для остальных участников консорциума, если катарский фонд продолжит увеличивать пакет, считает он. «Для «Пулково» она скорее нейтральна, так как новых уникальных экспертиз по сравнению с теми, что есть у Fraport, этот портфельный инвестор не принесет. Новые авиакомпании за ним тоже вряд ли придут», – продолжает Юминов. «Пулково» привлекательно для нового инвестора тем, что это третий (в первом полугодии обошел «Внуково») по пассажиропотоку аэропорт России. При этом в Санкт-Петербурге нет такой острой конкурентной среды, как в Москве, рассуждает Юминов.
ВТБ в декабре 2015 г. сообщал, что инвесторы проявляют интерес к его пакету в ВВСС и группа рассматривает эти предложения. В мае в интервью «Ведомостям» владелец холдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг говорил, что обсуждает с ВТБ покупку контрольного пакета ВВСС: «Проект привлекательный <...> Продавец хочет продать дороже – мы хотим купить дешевле. Договоримся – хорошо, нет – что делать». Человек, близкий к одной из сторон переговоров, сообщил, что договориться о цене пока не удалось. Представители ВТБ и «Аэропортов регионов» эту тему не комментируют.
Так как ВВСС строила не за счет акционерного капитала, а на займы участников консорциума, то они могут получать прибыль также от возврата займов, знает менеджер российского аэропортового холдинга.
С начала операций ВВСС трафик «Пулково» вырос с 8,4 млн человек в 2010 г. до 13,5 млн в 2015 г., сообщает Fraport. Financial Times писала, что QIA владеет универмагом Harrods, небоскребом The Shard в центре Лондона и 20% лондонского аэропорта Heathrow (об этом говорится и в отчетности последнего).